Нагорные повороты. Карабах
Рыцарь без ноги...
Солнце светит, жара, практически лето.
Слушаю сотни разных рассказов, все от очевидцев, хочется составить общую картину того, что происходило у нас во время войны. Заехал к 20-и летнему парню, Гегаму, у которого от взрыва авиабомбы отрезало правую ногу. Он два месяца как закончил службу и тут война. В первый же день, в числе самых первых уехал на фронт, добровольно...
Гегам, сын кровельщика. С детства забирался на крышы, поближе к отцу, может потому и такой же жизнерадостный, как Карлсон. Уже юношей, помогая ему в работе, поднимал на крышу рулоны кровельной жести. Сила, как у того рыцаря, которого так восхвалял Чосер на турнирах, помните знаменитый фильм "История рыцаря".
Когда везли его в госпиталь раненым, раза два сердце останавливалось, взрывная волна не только ногу отрезала, но и сжала все внутренности. По приезде в Степанакерт хотели уже в морг везти, но он открыл глаза...
Этой его внутренней силой сейчас пользуются те, у кого есть дома инвалиды с отрезанными конечностями, кто отказывается надевать протез.
Война не только убивает, но и калечит, не все могут адаптироваться с реальностью. Фантомные боли могут любого свести с ума. Знаете, что это такое?
У тебя нет ноги, но ты по-прежнему ее чувствуешь. Ноги нет, но она болит. У всех так, кто столкнулся с ампутацией конечности. Глушат боль, в основном, обезболивающими лекарствами, что может быстро привести к наркозависимости.
У нас есть реабилитационный центр, в котором реально помогают вернуться в жизнь, но есть те, кто даже туда не хочет идти лечиться.
Гегам ездит к ним, к тем, кто замкнулся в себе после ампутации, разговаривает, объясняет плюсы и минусы протеза. Он умеет убеждать и делает это со всей своей жизнерадостностью, от души. Заражает и буквально ставит на ноги (пусть и на протез) тех, кто еще вчера отказывался от всего того, что у него осталось в жизни...
Спрашиваю про помощь от государства, говорили, что всем раненным выплатили по 500 000 драмм (около 1000 $). Он ее не получил, какой-то бумажки в деле не хватило, то же самое и с 100 000 драмм, которую заплатили до этого, там тоже у него нужной бумажки не оказалось.
Дали вторую группу инвалидности, у него от ноги осталось 12 см, а для получения первой группы должно быть 8 см. Группа почему-то не военная, а гражданская, там в сумме выплаты пенсии разница существенная, но обещали скоро это исправить.
Первую группу инвалидности получают те, кто абсолютно беспомощен, Гегам не считает себя таковым.
Государство так же обещало выплатить всем инвалидам войны по 40 с чем-то миллионов драмм - распределить эту сумму на всю жизнь и выдавать по месячно малыми суммами. В течении 6 месяцев он получит в месяц по 300 000 драмм, но почему-то пенсию получать не будет. Все немного запутано, видимо, для того, чтобы чиновники, как можно больше урвали от инвалидов.
С работой тоже государство обещало помочь, прислали какого-то недоумка, тот предложил работать чабаном в горах, это человеку, у которого нет ноги. Больше никаких предложений не было, хотя парню 20 лет и он схватывает все на лету.
- К нашему президенту не пробовал обратиться? - спрашиваю я
- Обращался, когда испытывал страшные фантомные боли, от них лекарства безумно дорогие, у нас в доме таких денег не было.
- И что?
- Обещал помочь, но до сих пор так и не вспомнил про меня...
Дом у них собственный, со своим огородом, во время войны от взрыва неподалеку, повредило осколками крышу на балконе, пришли посмотрели, обещали на днях отремонтировать.
- Чем еще занимаешься?
Гегам с другом зашел в спортзал, тот серьезно готовится к чемпионату Европы по тяжелой атлетике. Попробовал жим штанги лежа, сразу поднял больше, чем сам весит. Тренер уговорил позаниматься и теперь у Гегама своя цель, не просто участвовать в паралимпийских играх, но и стать чемпионом, как минимум Европы.
Учитывая его природную физическую и внутреннюю силу, цель вполне выполнима, так что мы еще услышим про будущего чемпиона из новостей.
Фотографироваться, Гегам не захотел, не любит он это, поэтому на видео только вид с его балкона