×

Кавказский узел

Скачайте приложение — работает без VPN!
Скачать Скачать
07:40, 24 июня 2011

Жители Карабаха до сих пор не отошли от последствий конфликта, считают журналисты из регионов Южного Кавказа

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Участники проекта "Кавказский перекресток: создание интерактивного диалога на Южном Кавказе" считают поездку в Нагорный Карабах удачной, сожалеют об отсутствии азербайджанских коллег, и находят общие черты карабахского конфликта с другими конфликтами в регионе.

Как сообщал «Кавказский узел», в Нагорном Карабахе находится группа журналистов из разных регионов Южного Кавказа – Абхазии, Южной Осетии, Грузии, Армении, которые встречаются с официальными лицами Карабаха, представителями НПО, и посещают отдаленные районы Нагорного Карабаха. Визит начался 20 и продлится до 24 июня.

Идея состоит в том, чтобы дать возможность населению стран и регионов Кавказа узнать, что думают люди в соседних местах.

Поездка журналистов организована в рамках проекта "Кавказский перекресток: создание интерактивного диалога на Южном Кавказе" (The Caucasus Crossroads: Building Interactive Dialogue between People throughout the South Caucasus). Исполнителем проекта является грузинская неправительственная организация Go Group, партнер в Армении – организация содействия СМИ "Интерньюс".

Проект осуществляется при финансовой поддержке финской организации VIKES (Финский фонд медиа, коммуникаций и развития), и британского фонда по предотвращению конфликтов.

Координатор проекта, директор и главный редактор Go Group Media Маргарита Ахвледиани уточнила, что идея журналистской экспедиции состоит в том, "чтобы дать возможность населению стран и регионов Кавказа узнать, что думают люди в соседних местах". "Нужно дать возможность им больше знать, иметь возможность высказаться. Единственный способ сделать это на таких больших пространствах, с таким большим числом людей и с закрытыми границами – это привлечь медиа», - констатировала Ахвледиани.

Директор "Интерньюс" Нуне Саркисян заметила «что сам процесс таких проектов, журналистских миссий в той или иной форме существовал на Кавказе, но, как оказывается, он не покрывает того определенного недостатка информации, который испытывает общество».

По мнению Саркисян, все регионы, представленные журналистами, «имеют неразрешенные конфликты, и в этом смысле все параллели между странами региона прозрачны". "Именно эти параллели делают этот проект, эту поездку достаточно интересной для всех участников проекта, в том числе и участников из Нагорного Карабаха и Армении», - говорит Саркисян.

Представитель финской организации «VIKES» журналист Сала Лазаренко уверяет, что «поездка в Нагорный Карабах была очень удачной».

Азербайджанские журналисты в Карабах не приехали

Маргарита Ахвледиани отметила, что азербайджанские журналисты, которые участвуют в этом проекте, не пожелали приехать в Нагорный Карабах.

...общество в целом плохо относится к контактам, не санкционированным правительством Азербайджана.

«Азербайджанские журналисты не участвуют конкретно в этой поездке. В других они участвуют. Мы хотели включить азербайджанских журналистов в группу, но, к сожалению, это не получилось, потому что сегодня общество в целом плохо относится к контактам, не санкционированным правительством Азербайджана. И поэтому журналисты, которые хотели бы, конечно, из первых рук получить информацию, все-таки предпочитают не ехать в Нагорный Карабах, потому что когда они возвращаются, давление на них оказывается не только со стороны каких-то структур, но и со стороны общества, со стороны их семей. И часто оно очень сильное, и противостоять ему очень сложно», – пояснила Маргарита Ахвледиани.

Сала Лазаренко так же заверяет, что «не было возможности привести азербайджанских журналистов, потому что они сами не захотели приехать в Нагорный Карабах, поскольку политическая ситуация в их стране очень острая, и они считают, что их общество не воспримет это положительно».

«Конечно, это прискорбно, я лично считаю, что это неправильно. Но мы никого заставлять не можем», - заключила Лазаренко.

Яновская: ситуация в Карабаха похожа на положение Южной Осетии до признания

«В Нагорном Карабахе люди до сих пор не отошли от последствий конфликта, и еще долго не отойдут», - полагает журналист из Южной Осетии Гана Яновская.

«Это очень похоже на нашу ситуацию. У нас тоже была война, были жертвы, но в Нагорном Карабахе люди не злые, а у нас в глазах людей еще чувствуется злость, оставшаяся от войны. Но в мышлении мы похожи», - поделилась Яновская, добавив, что «карабахский конфликт схож с югоосетинским».

...на Южном Кавказе люди умеют найти радость в ежедневных маленьких вещах. Этому европейцы должны учиться.

«То, что сейчас происходит в Карабахе в политическом плане, очень похоже на нашу ситуацию до признания независимости Южной Осетии. Я уверена, что карабахский конфликт разрешится, но, надеюсь, без возобновления военных действий», - резюмировала Яновская.

С точки зрения журналиста Салы Лазаренко, "Карабах очень изолирован от внешнего мира, возможно, это из-за географических обстоятельств". "Я была в Степанакерте четыре года назад, и теперь вижу, что Степанакерт развивается очень быстро. Но мне кажется, что села развиваются умеренно. Такая ситуация везде на Южном Кавказе", - утверждает Лазаренко.

"Но зато люди на Южном Кавказе, несмотря на то, что они все пережили конфликт, отличаются жизнерадостностью и верностью традициям. Я, как человек, живущий в Европе, замечаю, что здесь проблем, особенно материальных, больше, чем в Европе, но на Южном Кавказе люди умеют найти радость в ежедневных маленьких вещах. Этому европейцы должны учиться», - подытожила Лазаренко.

...в Карабахе мы встретились с простыми людьми, с молодежью, я поняла, что, так же как и в Абхазии, образ врага присутствует достаточно ярко.

Журналист из Абхазии Изида Чания подметила, что «и в Абхазии, и в Карабахе, сложилась ситуация неурегулированности конфликта».

«Меня очень насторожило неучастие Нагорного Карабаха в переговорном процессе. Возможно, в этом есть какие-то позитивные стороны, но посредники - чаше всего лица заинтересованные. Кроме того, когда мы встречались с чиновниками в Армении, у меня создалась иллюзия того, что Нагорный Карабах готов на какие-то уступки. А когда в Карабахе мы встретились с простыми людьми, с молодежью, я поняла, что, так же, как и в Абхазии, образ врага присутствует достаточно ярко, и условий для компромисса я не увидела», - призналась Чания.

Лазаренко: "есть попытки устроить демократию"

«В Нагорном Карабахе есть определенные ограничения в общении», - заявила Салла Лазаренко. По ее мнению, это проявляется из-за политической ситуации.

«Есть вопросы, которые не обсуждаются свободно. Но так же я заметила, что есть попытки устроить демократию в стране. Вместе с тем я не согласна с официальными лицами Нагорного Карабаха, что надо вначале устроить обсуждение самых острых вопросов – статуса, отношений с Азербайджаном, – а потом уже говорить о демократии. Я считаю, что эти процессы должны происходить параллельно», - сказала Лазаренко.

...возможно, у Нагорного Карабаха есть потенциал, перспективы, но существовать независимо на этом этапе невозможно.

Такое же мнение выразила Изида Чания. При этом она подчеркнула, что «надо и в Азербайджане, и в Карабахе заниматься демократическими преобразованиями».

«Карабах и Азербайджан - соседи. В экономическом плане, да и в любом плане нужно доброе соседство», - подытожила Чания.

Маргарита Ахвледиани полагает, что, «возможно, у Нагорного Карабаха есть потенциал, перспективы, но существовать независимо на этом этапе невозможно».

«Мне кажется, что многое сделано в плане внешнего улучшения ситуации, в социальных вопросах, но в экономической ситуации я не вижу изменений. Многое построено, много покрашено, много задействовано, но кто за это платит? Если это общество не зарабатывает деньги, на которое существует вся структура, экономическая и социальная – это означает, что Нагорный Карабах не может существовать, во всяком случае на этом этапе. Если источник финансирования прекратиться, то все остановится», - сказала Ахвледиани.

Она считает, что «Нагорный Карабах закрыт со всех сторон, он находится в "ужатом" состоянии, и говорить об экспорте и импорте просто невозможно».

Журналисты рассказали о ситуации в своих странах и регионах

По мнению Ахвледиани, Грузия ушла от советского прошлого, но «для того, чтоб не остановиться, необходимо все время подстегивать власть, которая бесконтрольна сегодня». Она с сожалением констатирует, что  оппозиция "очень слаба", а у ее лидеров "нет реальной программы".

«У них основная программа: «Миша, уходи». Необходимо, чтоб прекратились вот эти внезапные выходы на улицы, а вместо этого оппозиция вернулась бы в парламент», - уверена Ахвледиани.

В Южной Осетии, по оценке Ганы Яновской, "есть огромные бытовые проблемы, которые смешиваются с политикой". "Но зато люди ходят на работу, получают хорошую зарплату, садики восстановились", - обратила внимание Яновская.

Изида Чания утверждает, что в Абхазии процесс становления идет медленно. «Хотя в Карабахе есть деревни, которые поражают нищетой, но, опять-таки, там что-то делается. В Абхазии этот процесс идет очень медленно. У нас проблема преступности, у нас проблема ДТП, у нас проблема наркомании. А здесь я заметила спокойную обстановку», - поделилась Чания.

Напомним, в мае в Нагорном Карабахе побывал заместитель главного редактора радио "Эхо Москвы" Сергей Бунтман. После этой поездки Сергей Бунтман был включен МИДом Азербайджана в список лиц, чей визит в страну крайне нежелателен. В заявлении МИДа подчеркивается, что Бунтман не только посетил Карабах, но и сделал "провокационное интервью" с властями Нагорного Карабаха. Сам же журналист отрицает обвинения в провокационности своих интервью.

Год назад МИД Азербайджана объявил невъездными пять российских депутатов за посещение Нагорного Карабаха и работу там в качестве наблюдателей на парламентских выборах 23 мая 2010 года. Персонами нон-грата также были объявлены наблюдатели из Франции, Германии, Словакии и Аргентины.

Мы обновили приложения на Android и IOS – теперь они работают без VPN! Будем признательны за критику, идеи по развитию как в Google Play/App Store, так и на страницах КУ в соцсетях. Без установки VPN вы можете читать нас в Telegram (в Дагестане, Чечне и Ингушетии – с VPN) либо использовать браузер Ceno для обхода блокировок. Через VPN можно продолжать читать "Кавказский узел" на сайте, как обычно, и в соцсетях Facebook*, Instagram*, "ВКонтакте", "Одноклассники" и X. Смотреть видео "Кавказского узла" можно в YouTube. Присылайте в WhatsApp* сообщения на номер +49 157 72317856, в Telegram – на тот же номер или пишите по адресу @Caucasian_Knot.

* деятельность компании Meta (владеет Facebook, Instagram и WhatsApp) запрещена в России.

Автор: Алвард Григорян

источник: корреспондент "Кавказского узла"

Гласность помогает решить проблемы
Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать через Telegram, выбрав функцию «Файл», либо через WhatsApp - выбрав функцию «Документ». Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Выбор редактора
17:24, 5 июля 2025
Ветер с Апшерона
Мусорные села
09:32, 23 июня 2025
Ветер с Апшерона
2
Наше согласие Ирану
11:24, 2 июня 2025
Ветер с Апшерона
4
К 50-летию Пашиняна
Все блоги
Блогеры
09:47, 18 июля 2025
Ветер с Апшерона
Спасибо микробам за низкие цены
10:00, 16 июля 2025
Ветер с Апшерона
3
Азербайджанцы в чужих [...]
13:26, 11 июля 2025
Ветер с Апшерона
1
Почему враждебность назначена на сейчас?
14:48, 9 июля 2025
Ветер с Апшерона
2
Гибридная война в союзнических отношениях
17:24, 5 июля 2025
Ветер с Апшерона
Мусорные села